Кризис в торговых центрах Москвы

Кризисная ситуация в стране оказала огромное влияние на торговые центры. Страдают как арендодатели, так и предприниматели, которые вынуждены закрывать свои менее прибыльные торговые точки для сохранения бизнеса на плаву.

Недавно открывшиеся торговые центры несут небывалые убытки. По данным консалтингового исследования компании JLL объемы свободных площадей в торговых центрах, сданных в эксплуатацию в прошлом 2014 и позапрошлом 2013 году, в два раза выше, чем в более старых ТЦ. Такое явление объясняется несколькими основными факторами, среди которых: падение покупательской способности у населения, повышение ставок кредитования частного бизнеса, завышенные ставки арендодателей новых торговых площадей.

За последние два года на территории столицы открылось 18 торговых центров. В число самых крупных входят: «Авиапарк», площадь которого без малого 230 тысяч квадратных метров, «Vegas Крокус Сити», площадью в 112,5 тысяч квадратных метров. Пустующая площадь на этих торговых площадках составляет порядка 13% от всей площади. Основное ядро пустующих помещений – это площади, предназначенные для небольших магазинов до 100-120 квадратных метров. Такая же тенденция спада на рынке наблюдалась в кризис 2008-2009 года. На момент третьего квартала 2009 года пустовало порядка 10% площадей всех ТЦ.

Средняя цифра по рынку всех ТЦ ниже, чем процент свободных площадей в новых крупнейших ТЦ. Так по данным тех же JLL пустующие площади по всей столице составляют 6%. Сильнее всего на загруженность ТЦ влияет местоположение и популярность площадки, наработанная за срок существования. Западная часть города показывает лучшие результаты, здесь пустует лишь 2-2,5% помещений.

В кризис закрывается большое количество частных предпринимателей, прибыль которых, и до кризиса оставляла желать лучшего. В основном это магазины одежды, небольшие бутики, не имеющие поддержки филиальной сети. 52% - это процент в доли всех закрытых магазинов, приходящийся на мелкий бизнес.

Второе место – занимают более крупные магазины до трехсот кв. м. площади. Это тоже магазины fashion-направленности, но уже более крупные и даже имеющие сетевую поддержку, однако менее прибыльные во всей сети.

Еще одна сильно страдающая часть рынка – это фуд-корты, на долю ресторанчиков, фаст-фудов и кофеен приходится 7% освободившихся помещений.

Не смотря на укрепление рубля, процент пустых помещений растет. Прогнозов, касающихся выхода из ситуации, пока не дает никто.